Словарь терминов

Глоссарий

Глоссарий

 

 

Абуна-э

 

Жанр эротической гравюры укиё-э.

 

 

Айбан

Формат гравюры. Приблизительно — 33x22 см.

 

 

Айдзури-э

Также аи-э. Буквально «синяя печать». Гравюра, напечатанная с использованием синего цвета (индиго) и различных его оттенков. Появление и широкое распространение айдзури-э в конце периода Эдо связано с изданием указа об ограничении роскоши.

 

 

Барэн

Плоский круглый диск, оплетенный бамбуковыми волокнами, при помощи которого печатник, последовательно накладывая на каждый из выгравированных блоков чистый лист бумаги, печатал гравюру вручную.

 

Бёбу-э

Росписи на складных ширмах (бёбу). Известны еще с эпохи Хэйан, но особую популярность получили в периоды Муромати и Момояма в связи с деятельностью школы Кано.

 

 

Бёбу

Ширма из нескольких соединенных панелей. Ее размер мог варьироваться, но стандартной являлась ширма из шести панелей примерно 1,5 м. в высоту и 3,5 м. в ширину.

 

Бидзинга

Буквально «изображения красавиц». Традиционный жанр укиё-э, изображающий обычных женщин, горожанок и представительниц «веселых кварталов».

 

 

Бокаси

Постепенный переход цветов или оттенков от светлого к темному и наоборот, а также техника размывки для достижения такого эффекта. Широко использовалась художниками школы Маруяма-Сидзё.

 

Бэни-э

Черно-белая гравюра, раскрашенная от руки кистью. Для нее вместо охристой минеральной краски (тан) применялась розовая растительная краска (бэни) с добавлением желтого, оливкового и коричневого цветов.

 

Бэнигирай-э

Вид полихромной печати без использования красного цвета. Основные цвета — фиолетовый в сочетании с синим и серым.

 

Бэнидзури-э

Буквально «картины в красном цвете». Гравюры, напечатанные в две или три краски, с обязательным присутствием красного и зеленого цветов.

 

 

Бундзинга

Также Нанга (япон. «Южная живопись») или Вэнь жэньхуа (кит. «Живопись литераторов»). Школа японской живописи XVIII-XIX веков, основывающаяся на китайской традиции, в частности, живописи периода династий Юань, Мин и Цинь. Художники школы отрицали любое чисто виртуозное демонстрирование приемов письма, характерное для академических стилей школ Тоса и Кано. Основные жанры — пейзаж, «птицы-цветы» и «четыре благородных мужа» (слива, орхидея, хризантема и бамбук).

 

 

Гига

Юмористические или сатирические картины или гравюры, а также наброски и рисунки шутливого содержания с характерными упрощенными фигурами людей и животных.

 

Гофун

Белый пигмент, получаемый из мела или смеси толченых раковин морских моллюсков с животным клеем.

 

 

Дами-э

Живопись яркими красками (обычно с использованием пигментов минерального происхождения). Осуществлялась по фону из золотой или серебряной фольги. Применялась для росписи ширм и скользящих перегородок в период Момояма.

 

Дзэн-буддизм (кит. Чань-буддизм)

Одно из направлений буддизма, возникшее в Китае в VI веке, но получившее широкое распространение в Японии. В основе дзэн-буддизма лежит достижение состояния просветления (сато-ри). Оно может быть достигнуто не с помощью интеллектуальных действий и усилий, а внезапно, самопроизвольно, исключительно путем внутреннего переживания.

 

Дзэнта

Буквально «живопись дзэн». Монохромная живопись и каллиграфия, выполненные буддийскими монахами.

 

 

Ёга

Буквально «западная живопись». Живопись западного стиля, получившая распространение после окончания самоизоляции Японии в XIX веке. Отличается от Нихонга («японская живопись») отношением к объекту изображения и техникой (живопись маслом на холсте).

 

 

Ита-бокаси

Способ получения эффекта бокаси в гравюрах укиё-э.

 

Иокогама-э

Изображение представителей различных национальностей, их нравов и обычаев, западных городов, технических новшеств, экзотических животных. Жанр укиё-э, появившийся в 1859 году после окончания периода «блестящей изоляции».

 

 

Кавари-э

Вид гравюры, на которой образы людей или животных составлялись из миниатюрных человеческих или звериных тел. Такие гравюры создавались в основном Утагава Куниёси и его учеником Утагава Есифудзи.

 

Кайгэцудо

Школа укиё-э, специализировавшаяся на изображениях красавиц. Просуществовала с 1700 по 1725 год.

 

Какэмоно

Живописный или каллиграфический свиток, который вешался в специальную нишу — токонома.

 

Какэмоно-э

Узкий вертикальный формат для печатных изданий. Приблизительно — 76,5x23 см.

 

Камакура

Исторический период с 1185 по 1333 год, названный по имени города Камакура, ставшего центром первого сёгуната Японии. Эта эпоха была временем междоусобных войн, формирования сословия самураев и становления официальной религии — дзен-буддизма.

 

Камигата-э

Гравюры укиё-э, выполненные в районе Камигата (Осака-Киото).

 

 

Кано

Ведущая художественная школа в XVI—XVII веках, соединившая вместе традиции китайской и японской живописи.

 

Каппадзури-э

Тип гравюры, который выполнялся с помощью бумажных трафаретов в отличие от традиционных деревянных блоков.

 

Карадзури

Слепая печать, тиснение. Техника, при которой бумага накладывалась на вырезанный увлажненный печатный блок и усиленно шлифовалась. В результате декоративные узоры, выгравированные на доске, воспроизводились на бумаге.

 

 

Кара-э

Буквально «китайский стиль». Стиль в архитектуре, искусстве и литературе, основывающийся на китайских традициях.

 

Катё-га

Изображение птиц, цветов и рыб. Жанр японского искусства, заимствованный из Китая.

 

Кацукава

Школа укиё-э, специализировавшаяся на теме театра и борьбы сумо.

 

 

Киото «Западная столица»

Столица Японии с 794 года до начала XVII века.

 

Кира-э

Техника печати с использованием в качестве пигмента слюдяного порошка, придающего изображению мерцающий серебряный фон.

 

Кобан

Формат гравюры. Приблизительно — 21x15 см.

 

Кодомо-э

Изображение детей. Жанр гравюры укиё-э.

 

Кути-э

Цветные гравюры, которые вклеивали в книги.

 

Кэнто

Регистрационная отметка для печати на доске. Введена в XVIII веке, указывала точное положение бумаги относительно доски на втором и последующих этапах двухцветной или полихромной печати и гарантировала идеальное выравнивание и соотношение различных цветовых зон.

 

 

Маруяма-Сидзё

Школа реалистической живописи, основанная в XVIII веке Маруяма Окё.

 

Митатэ-э

Картинки-подмены или уподобления. Жанр гравюры укиё-э, сюжеты которого восходили к идеям и темам, заимствованным из старинных литературных источников.

 

Миэ

Фиксированная поза, которую актер театра Кабуки принимает в кульминационный момент действия или при первом появлении важного персонажа.

 

Миягава

Школа укиё-э, специализировавшаяся на изображениях красавиц в технике никухицу-га.

 

 

Момояма (также Адзути-Момояма)

Исторический период с 1568 по 1600 год, именуемый по названиям городов-замков двух соперничающих военачальников — Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. В этот период произошло преодоление феодальной раздробленности и объединение Японии под сильной авторитарной властью.

 

 

Муромати

Исторический период с 1333 по 1568 года, названный по расположению ставки сегунов из рода Аси-кага в местечке Муромати близ Киото.

 

Муся-э

Историко-героический жанр. Изображения прославившихся в истории Японии самураев, сцен сражений. Традиционный жанр укиё-э.

 

Муцан-э

Буквально «зверские картинки». Изображение картин кровавых преступлений, самоубийств, краж. Жанр гравюры, появившийся в конце XIX века.

 

Мэйдзи

Буквально «просвещенное правление». Исторический период с 1868 по 1912 года, названный по девизу правления императора Муцухито. Этот период характерен отказом Японии от самоизоляции и становлением ее как мировой державы.

 

Мэйсё-э

Изображение знаменитых или прославленных красотой мест. Традиционный жанр японского искусства.

 

 

Нагасаки-э

Гравюры на меди, появившиеся в конце XVIII века.

 

 

Нанга

см. Бундзинга.

 

Нигао-э

Буквально «сходство». Портретные гравюры, характерные тщательной прорисовкой индивидуальных черт изображаемого персонажа.

 

 

Никухицу-га

Традиционная техника живописи кистью по бумаге или шелку.

 

Нисики-э

Буквально «парчовые картины». Многоцветная гравюра, техника полихромной печати в укиё-э. Картины печатались с нескольких досок на самой лучшей по качеству бумаге, украшались тиснением, золотым, серебряным и перламутровым порошком.

 

 

Нихонга

Буквально «японская живопись». Термин обозначает японскую национальную живопись в целом — с момента ее появления в эпоху Хэйан и до сегодняшнего дня. Для нихонга характерно использование традиционных тем, техник и материалов — шелка, бумаги, туши, клеевых водорастворимых красок с растительными и минеральными пигментами.

 

 

Обан

Большой формат гравюры. Приблизительно — 39,5x26,8 см.

 

Огао-э

Буквально «большие лица». Разновидность окуби-э.

 

 

Окуби-э

Буквально «большие головы». Тип погрудных портретов.

 

 

Рангаку-э

Изображение с применением западных приемов живописи — линейной перспективы, светотеневой моделировки и т.д. Жанр укиё-э, появившийся в конце XVIII века.

 

 

Римпа

Художественная школа, возникшая в 1600 году. Мастера этой школы создавали изысканные композиции, в которых представляли классические сюжеты и декоративные мотивы в новой, необычной трактовке. Достижения художников школы Римпа легли в основу европейского стиля «арт-нуво» («модерн»).

 

 

Сан-суй (кит. Гиан-шуй)

Буквально «горы и воды». Вид китайского классического пейзажа.

 

Сёва

Буквально «просвещенный мир». Исторический период с 1926 по 1989 год, названный по девизу правления императора Хирохито.

 

Сёхэйга

Монументальная живопись в виде художественной росписи стен, подвижных перегородок в комнатах и ширм.

 

Сикисибан

Формат суримоно. Приблизительно — 20,5x18,5 см.

 

Сики-э

Буквально «четыре сезона». Пейзажные изображения четырех времен года. Традиционный жанр японского искусства.

 

Син Ханга

Буквально «новая печать». Направление в японской гравюре XX века, которое опиралось на традиции укиё-э и подчеркивало важную роль всех участвующих в процессе создания гравюры — художника, резчика, печатника и издателя. Во главе движения, просуществовавшего с 1915 по 1942 год, стоял известный издатель Ватанабэ Сёдзабуро, объединивший вокруг себя плеяду выдающихся мастеров — Гойо Хасигути, Хироси Ёсида, Поля Жако-лэ, Кавасэ Хасуя и других. Основные темы работ художников Син Ханга — пейзажи, портреты красавиц и актеров.

 

Сосаку Ханга

Буквально «творческая печать». Направление в японской гравюре XX века, процветавшее в 1910— 1950-х годах. В отличие от Син Ханга представители Сосаку Ханга воспринимали процесс создания гравюры как глубоко личный творческий акт, который не может быть разделен с другими мастерами — резчиками и печатниками, а потому художники сами выполняли все операции в производстве гравюры. Это движение соединило в себе традиции японского и европейского искусств, благодаря чему стало широко известно на Западе в послевоенные годы.

 

Суйбокуга (水墨画, 水 суй - вода, 墨 боку - тушь, 画 га-картина), также Суми-э (墨絵, 墨 суми - тушь, 絵 э - картина)

Буквально «живопись водой и тушью». Школа японской живописи, сложившаяся в конце XIV столетия на основе традиций китайской монохромной живописи XII веков. В конце XV века суйбокуга превратилась в основное направление местной живописи. В последующее время ее влияние было очевидным в таких противоположных стилях, как стили школы Кано, школы Римпа и бундзинга («художники-литераторы»).

 

Сумидзури-э

Первые черно-белые гравюры, напечатанные с одной доски черной краской суми.

 

Сумо-э

Изображение борцов сумо и сцен спортивных состязаний. Жанр гравюры укиё-э, появившийся в конце XVIII века.

 

 

Суримоно

Буквально «то, что отпечатано». Поздравительные гравюры - открытки к праздникам. Издавались маленькими тиражами для частных заказчиков и были предметами коллекционирования.

 

 

Тайсё

Буквально «великая справедливость». Исторический период с 1912 по 1926 год, названный по девизу правления императора Ёсихито.

 

Тан-э

Гравюры, раскрашенные от руки охристой минеральной краской (тан). Иногда к ней добавляли зеленый и желтый цвета.

 

Тандзаку-бан

Формат в виде узких вертикальных листов, украшенных стихотворными строками. Приблизительно - 44x7,6 см.

 

Тарасикоми

Буквально «влажная капля». Тушевая техника, созданная Таварая Сотацу, когда поверх непросохшей туши накладывался еще один слой, благодаря чему создавалась декоративно выразительная живописная фактура.

 

Тиримэн-э

Буквально «картина из крепа». Тип гравюры, выполненный с помощью специальной техники печати, в результате которого изображение уменьшалось до двух третей от его оригинального размера и получался эффект сжатой («креповой») картины. Гравюры тиримэн-э были очень популярны в середине XIX века.

 

 

Тоса

Национальная школа живописи, процветавшая с XV и до конца XIX века и развивавшая традиции школы Ямато-э. Для мастеров Тоса характерны монохромные рисунки тушью на исторические и литературные сюжеты.

 

Тюбан

Средний формат гравюры. Приблизительно — 29,3x19 см.

 

 

Укиё-э

Буквально «образы изменчивого мира». Особое направление в японском изобразительном искусстве, представленное цветной гравюрой на дереве. Получило развитие в период Эдо.

 

Уки-э

Буквально «изменчивые картины». Вид гравюры укиё-э, в которой применялся заимствованный с Запада прием перспективы.

 

Уруси-э

Буквально «лаковые картины». Техника печати, при которой для выделения черного и красного цвета на гравюру наносили японский лак — уруси или смешанный с краской густой костный клей.

 

Утива-э

Картины и гравюры в виде вееров.

 

 

Фудзоку-га

Буквально «картины нравов и обычаев». Жанровая живопись, в которой получила отражение реальная действительность.

 

Фукинуки ятай

Буквально «сцена с сорванной крышей». Прием изображения в живописи и гравюре, при котором зрители видят происходящее как бы с высоты птичьего полета, с разных точек одновременно, что позволяет охватить все в целостности.

 

Фукэй-га

Пейзажная гравюра. Жанр укиё-э, появившийся в XIX веке.

 

 

Хадзама-бан

Портретный формат гравюры. Приблизительно — 33x23 см.

 

Хабоку

Буквально «расплесканная тушь». Стиль в монохромной живописи, при котором все предметные формы в картине лишены четких контуров, отсутствует светотеневая моделировка и композиционная разработка пространственных планов.

 

Хайга

Рисунок тушью с написанным на нем стихотворением хайку.

 

Хасира-э

Длинный и узкий формат гравюры, для которого обычно использовали специальную плотную бумагу. Приблизительно — 70x20 см.

 

Хособан

Узкий формат гравюры. Приблизительно — 30-35,5x15,5 см.

 

Хосода

Школа укиё-э, специализировавшаяся на женских изображениях.

 

 

Хэйан

Исторический период с 794 по 1185 год, названный по местонахождению новой столицы — Хэйан (кё) (совр. Киото). Характерные черты — упадок государственной власти, прекращение контактов с Китаем и Кореей, возникновение блестящей аристократической культуры, создание национальной письменности.

 

 

Эдо

а. «Восточная столица». Местопребывание сёгуната Токугава с 1603 по 1867 года. Старое название современного Токио.

б. Исторический период с 1600 по 1868 год, время правления клана Токугава, установившего в стране военную диктатуру (бакуфу). Характерные черты эпохи — прекращение междоусобных войн, полная изоляция страны от внешнего мира, переход от феодального режима к капиталистическому, расцвет культуры и искусства.

 

 

Якуся-э

Буквально «картины актеров». Театральная гравюра. Традиционный жанр укиё-э.

 

Ямато-э

Буквально «японский стиль». Школа японской живописи, сложившаяся в X—XI веках и развивавшая
(в отличие от кара-э «китайский стиль»), национальные сюжеты и темы. Впоследствии традиция ямато-э породила стили школ Тоса и Римпа.